Слухи

Слухи и другие полезные новости

Технология

IP-телефония

1. Зачем она нужна?

Первый раз мне пришлось столкнуться с IP-телефонией в 2002 году во время командировки в Китай. Обычные мобильные телефоны там не работали, разговаривать с домом при помощи телефонных карточек и международных звонков оказалось достаточно накладно, поэтому коллега из Таиланда с ноутбуком и гарнитурой, ведущий неторопливую беседу через гарнитуру, вызвал пристальный интерес. Все оказалось донельзя просто. На домашнем компьютере и на ноутбуке был установлен Skype. Соответственно, каждый пользователь имел свою собственную учетную запись. В условленное время дома жена запускала компьютер и Skype. Коллега проделывал то же самое, находясь в Чанчунге (северо-восточная провинция Китая), благо во время workshop широкополосный доступ к Интернет организаторы обеспечили.

В этот момент я впервые пожалел, что заранее не обзавелся парочкой никнеймов для себя и супруги. Можно было обойтись даже без ноутбука. Установить Skype на один из рабочих компьютеров и подключить свой логин – пара пустяков. Но вот объяснить эту процедуру жене по электронной почте оказалось достаточно сложно. Она абсолютно некомпьютерный человек. То есть запустить программу – это запросто, а вот установить что-то новое – увы.

Поэтому после возвращения домой логин в Skype был заведен сразу же. И началась райская жизнь, следствием которой стало существенное снижение счетов на оплату телефонной связи. Причем существенное настолько, что на разницу можно было спокойно несколько раз сходить в ресторан. Что, собственно, и было сделано, в качестве приза за освоение удачной технологии.

К сожалению, страна проживания не отличалась на тот момент развитыми платежными электронными системами, поэтому в течение еще полутора лет приходилось пользоваться исключительно связью типа Skype-Skype, поскольку пополнить Skype-счет для звонков на мобильные и стационарные телефоны было достаточно сложно. Не скажу, что сейчас ситуация изменилась кардинально, но все же некоторые подвижки произошли. Тем более, что пополнение Skype-счета можно произвести при помощи системы «Яндекс.Деньги», карточки которой продаются в Москве на каждом углу.

Практически единственным требованием к качественной передаче голоса посредством IP-соединения является наличие достаточно быстрого канала. Появившийся в то время ADSL-доступ при скорости 1Мбит/512 Кбит этим требованиям удовлетворял вполне. Так что после решения вопроса с пополнением счета на Skype были переведены и международные звонки на стационарные телефоны. За первый же 40-минутный звонок тетушке в Израиль со счета было списано меньше одного доллара. И я понял: Skype на домашнем компьютере получил постоянную прописку.

2. Есть ли у Skype альтернатива?

SIP (Session Initiation Protocol) – протокол прикладного уровня, разработанный IETF MMUSIC Working Group, и предлагаемый стандарт на способ установки, изменения и завершения пользовательского сеанса, включающего мультимедийные элементы, такие, как видео или голос, мгновенные сообщения (instant messaging), онлайн-игры и виртуальную реальность (Википедия).

Первое время Skype казался верхом совершенства – голос передавался отлично, при небольших ухищрениях можно было включить видеотрансляцию (в качестве web-камеры использовался коммуникатор с программой Cool Camera). И стоимость звонка в другую страну по сравнению с обычной междугородней связью отличалась в разы.

А потом у меня появился первый софтфон для звонков в сети SIP. Коллега из Москвы прислал ссылку на сайт www.sipnet.ru, и через несколько минут я стал обладателем SIP ID.

Если стоимость стационарного межгорода по сравнению со звонком через Skype была существенно выше, то при использовании протокола SIP уже звонки через SIPNET были дешевле в сравнении все с тем же Skype. Но в данном случае даже не этот фактор определил выбор провайдера. Плюсом SIPNET являются бесплатные звонки на стационарные телефоны Москвы и Санкт-Петербурга и удобный метод пополнения счета при помощи системы Телебанк (www.telebank.ru). И поскольку основная масса родственников, друзей и коллег по службе проживала в этих городах, то и для звонков на их телефоны стал использоваться сервис SIPNET. Я не хочу сказать, что оператор SIPNET единственный или самый лучший, в сети вы можете найти как минимум десяток аналогичных сервисов, каждый из которых может прийтись вам по душе. Например, оператор TELFIN предлагает безлимитный тариф «Безлимитный мир» за 1470 рублей в месяц.

Для работы с сервисами через компьютер можно воспользоваться программами-софтфонами. Главная особенность таких программ – максимальное приближение к обычной процедуре набора номера и простота настроек. Настройки заключаются во вводе личных регистрационных данных, а интерфейс эмулирует обычный телефонный интерфейс с окном набора номера. В качестве дополнительных удобств предлагается телефонная книга с возможностью группировки контактов, возможность подключения камеры для видеотрансляции, история звонков.

То есть после установки программы на компьютер можно обычным образом из окна набора номера ввести некую последовательность цифр, и на другом конце вам ответят. Вся прелесть заключается в том, что сервис рассчитан «на дурака». Для того чтобы пользоваться обычным телефоном, совершенно не нужны знания о принципах работы коммутатора. Точно так же обстоит дело и при звонках через Интернет с персонального компьютера.

Еще одним известным SIP-оператором является Gizmo Project. Gizmo – это свободно распространяемое программное обеспечение от компании SIPphone, основанное на SIP-протоколе.

Пользователь может совершать бесплатные звонки на компьютеры с аналогичным программным обеспечением и звонки на обычные и мобильные телефоны по достаточно низким тарифам. Принимает Gizmo и входящие звонки с обычных телефонов, для этого необходимо приобрести и поддерживать собственный номер за 5 долларов в месяц. Пользователь программы получает бесплатную голосовую почту, может организовать конференц-связь и записать любой разговор.

Gizmo совместим с другими VoIP-системами, построенными на основе SIP. Компания официально заявила о готовности официально связать свой продукт с любыми VoIP-сетями. Наличие собственного SIP-номера позволяет выполнить звонок на телефон или SIP-устройство любого VoIP-оператора.

Google Talk

Google Talk – бесплатный сервис и одноименный бесплатный мессенджер от компании Google. Позволяет общаться с помощью голосового чата и текстовых сообщений. В качестве клиента возможно использование сторонних приложений, таких, как Psi, Miranda IM и других. Единственным сторонним клиентом, поддерживающим голосовые вызовы, является fring. При соответствующих настройках звонки через Google Talk можно перенаправить на SIPNET.

ICQ

C некоторой натяжкой VoIP-клиентом можно считать и ICQ. Передача голоса поддерживается только в собственной сети.

3. Софтфон или аппаратное решение?

Все описанные выше сервисы имеют собственные программные средства, позволяющие общаться посредством ПК. Однако в последнее время стали доступны аппаратные решения, напоминающие обычные телефонные аппараты. Об одном из таких устройств можно прочитать в обзоре SkypeMate W1DL.

Использование аппаратного решения целесообразно в том случае, если VoIP-звонками вы пользуетесь достаточно часто. Использовать для деловых переговоров USB-телефон намного удобнее, чем обычную гарнитуру, подключенную к компьютеру. Тем более что многие модели позволяют одновременно работать с несколькими VoIP-сервисами. Существуют даже решения, позволяющие полностью отказаться от параллельного использования компьютера. Нам стало известно о скором выходе устройства, напоминающего обычную флэшку, в которой аппаратно установлен SIP-клиент. Вам необходимо лишь однократно ввести в настройках личные данные. Затем такое устройство можно носить в кармане и подключать к любому компьютеру, имеющему выход в Интернет. Обзор девайса будет опубликован на сайте в ближайшее время.

4. ПК – это очень хорошо. Но что делать пользователям мобильных устройств?

На рынке программных решений для мобильных устройств присутствуют как минимум несколько утилит, позволяющих реализовать общение через VoIP прямо с мобильного телефона.

Наиболее функциональной на сегодняшний день является программа fring, обзор которой был уже размещен на нашем сайте. При помощи программы можно общаться с пользователями Skype, Google Talk, SIP. В программе реализована также поддержка ICQ.

Для общения с пользователями Skype по механизму Call Back можно использовать программы IM+ for Skype компании Shape Services и iSkoot.

Принцип Call Back заключается в активации соединения с сервером Skype, и уже с него звонок в режиме конференции поступает на ваш мобильный телефон и на терминал вызываемого вами абонента. Среди плюсов такого решения – отсутствие зависимости качества передачи голоса от скорости передачи данных в сети оператора. Звонок поступает на ваше устройство, уже будучи «приземленным» оператором сотовой связи, и не зависит от скорости передачи данных. Отсюда же вытекает и основной минус – любой разговор приходится оплачивать по тарифу SkypeOut. При вызове абонента из Skype вы оплатите входящий (переадресованный) вызов на свой телефон, а при звонке на внешние сети к этой сумме добавится еще и оплата за звонок на телефон вашего оппонента.

Для работы с другими SIP-сервисами существуют аналогичные утилиты. Свои клиенты для мобильных телефонов предлагает компания Gizmo Project, Truphone, Telphin и многие другие.

5. Заменит ли VoIP обычную телефонию?

Если и заменит, то далеко не сразу. В настоящее время использование Глобальной сети для передачи голоса оправданно лишь при наличии высокоскоростного доступа. И по мере распространения таких сетей количество звонков через Интернет будет расти. В то же время нет необходимости в использовании интернет-телефонии при общении внутри одного города или одной сотовой сети. А вот уже при звонке из одной сотовой сети в другую VoIP-звонок может оказаться более дешевым. Все упирается в скорость передачи данных. И изменится она лишь после введения в коммерческую эксплуатацию сетей третьего поколения. Но тенденция уменьшения голосового трафика при постоянном увеличении передачи данных прослеживается достаточно отчетливо. В конечном итоге прибыль с этого активно развивающегося рынка смогут получить те операторы, которые первыми предложат новые услуги. Одной из которых как раз и может стать мобильная VoIP-телефония. Первые в шаги в этом направлении уже сделаны.